Информационные войны, как способ перехвата управления
Информационные войны, как способ перехвата управления
Введение
25.08.2020г. в рамках форума «Армия – 2020» состоялся круглый стол «Психологическая оборона. Борьба за историю – борьба за будущее». Довольно большой резонанс и интерес вызвало выступление Президента НИЦ «Курчатовский институт» Михаила Ковальчука, который на исторических примерах смог показать, что противостояние между центрами силы по сути не прекращается, даже если война официально не объявлена. В частности, была упомянута деятельность братьев Даллас (директора ЦРУ и Госсекретаря США) по созданию и продвижению своих целей по отношению ко всему миру и некоторым странам в отдельности. Призыв от академика был недвусмысленным – либо мы научимся «играть вдолгую», либо проиграем…
Под «игрой вдолгую», созданием и продвижением разного рода доктрин и наборов целей надо понимать то, что сегодня всё чаще называют ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНОЙ. Именно этой теме и будет посвящена данная статья.
1. Что такое война?
Казалось бы, термин «ВОЙНА» всем давно понятен и дополнительно раскрывать его не имеет смысла. Но сегодняшняя обстановка в мире требует более детального рассмотрения данного вопроса. А также, у большинства людей в процессе жизни возникают свои вопросы, ответ на который традиционное понимание не дает. Например:
- Почему СССР, будучи некогда самым мощным государством мира, распался, а его экономика, армия, территория, население подверглись разграблению и обнищанию?
- Почему в различных частях планеты происходят «цветные революции», вызванные обоснованным недовольством населения своим качеством жизни, но после этих событий жизнь становится еще хуже?
- Почему те моральные принципы, которые сохранялись в нашей стране веками сегодня не воспринимаются молодым поколением?
- Что делать, чтобы выжить в современную эпоху цифровизации?
Чтобы ответить на эти вопросы надо понять, как реально устроен глобальный мир и научиться в этом мире жить. А реально все выглядит так: в мире есть центры силы, которые претендуют на глобальное лидерство, т.е. на концентрацию в своих руках управления максимальным количеством территорий и ресурсов (в пределе – управление всем глобализованным миром). Но взгляд на организацию жизни на подконтрольной территории у этих центров разный, соответственно, возникают противоречия и как следствие – конфронтации. Конфронтации могут разрешаться в виде военных конфликтов, что позволяет максимально быстро получить контроль над интересующей территорией. Но в ряде случаев, военные действия невозможны (например, не хватает ресурсов или потенциал противостоящей стороны оценивается как неприемлемо большой, что может привести к поражению). В таких ситуациях, расширение зоны влияния можно осуществить невоенными методами.
То есть, здесь важно понять, что у неких субъектов есть цели, а война является лишь средством их достижения. И, на наш взгляд, наиболее адекватное определение войны (среди многих), это:
Война – это комплекс мер, направленных на захват чужих энергетических, природных и людских ресурсов.
Именно исходя из такого понимания и будет выстраиваться логика дальнейших рассуждений, т.к. в этом случае термин «ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА» полностью укладывается в приведенное выше определение. Но для лучшего понимания вопроса, приведем схему из учебника по теории управления:
Под Субъектом понимается тот, кто управляет.
Объект – тот, кем управляют (страна, территория, народ и тд.)
Под управляющим воздействием понимается передача определенной информации от Субъекта к Объекту.
Значит, под информационной войной следует понимать действия, направленные на разрушение уже сложившихся управленческих конструкций с целью перехватить управление объектом в своих интересах.
Возникает вопрос, а как этого можно достичь, если народ на территории живет и развивается по уже сложившимся законам, обычаям, традициям, устоям, а государственная власть достаточно сильна? Ответ прост: навязать этому народу другие ценности, обычаи, стереотипы, в соответствии с которыми население в будущем не захочет активно сопротивляться порабощению из вне, а лучше, само разрушит своё государство и пригласит на управление более успешных соседей…
Именно так действует информационная война: идет смена стереотипов, понимания добра и зла у населения, снижение уровня нравственности. И побеждает в информационной войне тот, у кого в данный момент есть более привлекательные идеи, кто способен их более красиво упаковать (желательно, в яркие образы, например, в фильмы и мультфильмы) и донести до потребителя. И здесь пока мы не побеждаем…
2. Способы воздействия и защиты.
Какие могут быть средства воздействия и защиты в случае ведения информационной войны? В горячих войнах важно разработать средство поражения (например, заряд), а затем его доставить до противника с необходимой точностью. В информационных войнах дело обстоит схожим образом: идея красиво упаковывается и доставляется через все доступные каналы передачи информации (СМИ, фильмы, видеоролики, игры, блогосферу и тд.). Важно, чтобы потребитель не заметил акт агрессии, а лучше воспринял информацию, как естественную и единственно возможную. Далее, получатель (жертва агрессии) будет всю оставшуюся жизнь принимать решения, исходя из той информации, которую он получил ранее.
Поэтому, очень важно обращать внимание на тот контент, который смотрят, слушают и воспринимают дети (так как у детей еще не сложились жизненно состоятельные стереотипы и поразить их чуждой информацией проще всего). А как здесь дела обстоят у нас? Многие родители знают и понимают, в какие игры играют их дети и каких блогеров смотрят? Ситуация весьма печальна: большинству родителей некогда заниматься этими вопросами, либо они не считают их действительно важными, т.к. внешне все неплохо, ребенок обут, одет и накормлен… А через 10-20 лет всем придется жить в том мире, который построят сегодняшние дети, основываясь на тех образах, что сегодня впитывают через интернет, телевизор и культуру.
3. Возможна ли профилактика?
Как мы знаем, наиболее эффективным средством преодоления болезней является профилактика. А возможна ли она в данной области? Конечно! Но для этого, необходимо поднять общий уровень понимания этих проблем в обществе. Нам всем нужно понять, что:
· Информационный поток влияет на каждого человека, и от него зависит жизнь всех;
· Современному человеку необходимо с детства научиться работать с информацией, различая полезный поток (который направлен на развитие) и негативный (который ведет к деградации и может потенциально являться информационным оружием чужих сил);
· Необходимо больше внимания уделять воспитанию детей, причем как своих, так и чужих. Чужих детей нет! Как мы их воспитаем сегодня, так будем жить завтра!
· Нам сегодня необходима всеобщая управленческая грамотность. Именно взгляд на жизнь с позиции управления позволит выявлять и профилактировать манипуляции по отношению к себе, своей семье, своей стране и т.д. Это будет являться залогом спокойной и качественной жизни всех народов в ладу с окружающей средой.
4. Что делать нам сегодня?
Самый главный вопрос, что делать?
Универсального ответа нет, но есть некоторые рекомендации:
- Разобраться с тем, что такое информация и как она влияет на жизнь каждого человека. Увидеть на исторических примерах, что с помощью определенного информационного потока можно создавать и разрушать государства;
- Понять свою ответственность за жизнь окружающих людей, ведь передавая непроверенную, неточную и ведущую к деградации информацию человек становится звеном в чужой информационной войне;
- Научиться отличать полезный поток, несущий развитие и улучшение качества жизни, от негативного информационного воздействия, стараться ограждать своих близких от непроверенной и опасной информации;
- Повышать свою управленческую грамотность, избегая схем и ситуации, в которых вы можете стать жертвой манипуляции;
- Ну и наконец, направлять свою энергию на саморазвитие, развитие окружающих людей и построения вокруг вас гармоничного, мирного и доброго пространства, в котором будут расти и воспитываться многие поколения умных и счастливых людей!
Институт Развития Общества, 2020 год.