22.9.2020

О необходимости изменений в системе образования

О необходимости изменений в системе образования.
 
ВВЕДЕНИЕ
Летом 2020 года группой депутатов Думы г. Иркутск инициирован процесс внесения изменений в важнейший документ стратегического планирования города – «Стратегию социально-экономического развития города Иркутск до 2035 года». В том, что есть потребность в изменениях жизни в лучшую сторону в целом согласны все слои населения. При этом запрос на эти изменения косвенно выражается в электоральной ситуации в городе и регионе (низкая явка на выборах, частое протестное голосование, в целом негативная оценка населением качества собственной жизни). Так же косвенным признаком необходимости изменений можно признать миграционную ситуацию (отток квалифицированных кадров, состоявшихся специалистов и бизнесменов, которые не связывают свою жизнь и жизнь своих детей с их родным городом). В тексте ниже сделана попытка рассмотреть один из важнейших факторов, влияющих на ситуацию в г. Иркутск и Иркутской области в целом.
 
2. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
 
Вопрос качества жизни в той или иной степени волнует жителя любой страны, области, региона и т.д. Но не все жители понимают, как формируется качество их жизни и от чего оно зависит. Современный человек связывает качество жизни в том или ином месте со следующими категориями:
 
Климат;
Возможность получать необходимый для жизни доход;
Развитость инфраструктуры (дороги, коммуникации и тд.);
Безопасность проживания на территории;
Экология региона;
Доступ к местам отдыха и рекреации;
Качество образования для детей и внуков на территории;
Качество работы государственной власти и др.
К сожалению, немногие понимают, что качество жизни формируется конкретными людьми, которые профессионально заняты в различных структурах государственной власти, бизнеса, образовательных, медицинских и других организациях. Все эти люди исполняют свои обязанности настолько хорошо, насколько хорошо их смогла в прошлом подготовить система образования. То есть реальная схема, определяющая качество жизни, приведена на рисунке ниже:
 
Формирование качества жизни
Если коротко её описать, то получится следующая конструкция: качество жизни людей формируют КАДРЫ, которые в свою очередь формируются системой образования, которую ранее сформировала наука. То есть мы опять подходим к главной проблеме современности: «Кадры решают всё!».
 
Так как речь здесь идёт о стратегическом документе, то в нём обязательно необходимо учесть вопрос подготовки кадров для обеспечения необходимого качества жизни людей на этой территории. Кроме этого, вопрос привлекательности территории для проживания напрямую связан с качеством образования детей, то есть при выборе места проживания нормальный человек обязательно задаст вопрос: «есть ли там школы, детские сады, ВУЗы и тд., которые смогут воспитать моего ребенка, подготовить его к жизни, сделать его востребованным специалистом и при этом не угробить его здоровье?».
 
А как обстоят дела сейчас?
 
Ни для кого не секрет, что в Иркутске (да и в стране в целом) сейчас существуют серьезные проблемы, связанные с массовым ухудшением психофизического состояния мальчиков и девочек за период их обучения. Научно доказано, что деградация психического здоровья, возникновение патологий опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, плоскостопие), появление у детей близорукости, сердечно-сосудистых заболеваний и проблем репродуктивной системы происходит непосредственно во время учебного процесса, организованного в рамках традиционной классно-урочной системы. Для подтверждения вышеуказанного тезиса приведу выдержки официальных документов.
 
Вступительное слово Президента РФ В.В. Путина на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей
 
«Добрый день, уважаемые коллеги! В повестке дня координационного совета вопросы укрепления здоровья наших детей, подростков. Не секрет, что от успешного решения этих проблем во многом зависит будущее нашей страны, будущее России, её экономическое, социальное и демографическое благополучие, обеспечение обороноспособности и безопасности нашей страны и самое главное, физическое и нравственное здоровье наших граждан, всего общества... ...Уважаемые коллеги, вопросы, которые нам предстоит сегодня обсудить многоплановые. Здоровье подростков определяет множество факторов. Это атмосфера в семье и школе, благосостояние родителей, доступность медицинских услуг, качество питания, условия для занятий физической культурой и спортом. На всех этих направлениях у нас с вами немало проблем. Мы с вами об этом хорошо знаем. Об этом говорит и тревожная статистика.
 
Так, по результатам диспансеризации 14-летних подростков, которая проводилась в 2011 году... различные функциональные нарушения имели 54,3 % детей, заболевания, связанные с инвалидностью более 5 %. Все эти показатели явное свидетельство неблагополучия в сфере здоровья подростков. По итогам диспансеризации прошлого года среди детей 15-17 лет, число здоровых подростков увеличилось на 6 %, имеющих хронические заболевания снизилось на 5 %. Тенденции позитивные, они есть. Безусловно, это так. Но кардинальных перемен пока не наблюдается, ведь у более 70 % подростков те или иные болезни, в том числе хронические заболевания. То есть большинство наших детей, готовящихся вступить во взрослую жизнь, имеют проблемы со здоровьем. ...При этом подчеркну, что сохранение и укрепление здоровья детей - забота не только органов здравоохранения. Эти вопросы требуют комплексного межведомственного подхода и решения. Причём на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном и, конечно же, востребовано участие общественных организаций, социально-ориентированных структур гражданского общества. Полагаю так же, что все субъекты РФ должны иметь собственные программы укрепления здоровья подростков, учесть в них уже имеющийся опыт… Главное - подойти к этому вопросу неравнодушно, не бюрократически и формально, а с осознанием огромной значимости этой проблемы, которую нам всем нужно решать...».
 
Официальное заявление директора Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, главного педиатра России академика А.А. Баранова о здоровье детей 27 мая 2014 г., выступая на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей при Президенте России, главный педиатр России, директор Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук академик А.А. Баранов огласил следующие данные:
 
«Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Валентина Ивановна! Члены Координационного совета! Коллеги! За последние 15 лет численность подростков в России уменьшилась на 8,5 миллиона человек, и число детей подросткового возраста — от 10 до 17 лет — составляет 10,7 миллиона. В этой ситуации сохранение жизни и здоровья подростков приобретает для государства стратегическое значение.... Показатель смертности (среди подростков) почти в три раза выше, чем в европейских странах, а по количеству суицидов мы пока занимаем одно из первых мест в мире... Несмотря на принимаемые государством усилия по охране здоровья детей подросткового возраста, уровень их заболеваемости увеличивается. Так, заболеваемость подростков увеличилась за 10 лет на 30 %, а распространённость хронических болезней подростков в процессе обучения увеличивается более чем на 50 %.
 
В ходе специального исследования заболеваемости установлено, что истинная заболеваемость подростков в два раза выше данных официальной статистики... В структуре патологий превалируют болезни органов дыхания, костно-мышечной системы, болезни органов пищеварения, болезни глаз. Так, в процессе обучения с четвёртого по девятый класс частота болезней глаз увеличивается в четыре раза и встречается у каждого десятого подростка... От 20-30 % подростков имеют ограничения по состоянию здоровья в выборе профессии. Ухудшение состояния здоровья подростков влияет и на такой значимый показатель, как уровень годности юношей к военной службе. Так, в 2013 году при первоначальной постановке подростков на воинский учёт освидетельствовано 630 тысяч юношей, заболевания выявлены у 59 % освидетельствованных, около 30 % юношей признаны негодными к военной службе. В условиях резкого сокращения численности подростков и серьёзных проблем в демографической ситуации в стране охрана репродуктивного здоровья подростков становится важнейшей задачей государства. В стране 3 миллиона бесплодных браков, и причина их в 60 % случаев родом из детства. За последние 10 лет частота андрологических болезней у мальчиков увеличилась в 1,5 раза, более 50 % юношей и девушек, подростков, имеют врождённые и приобретённые болезни, которые могут ограничить реализацию репродуктивной функции...». (данные из материалов заседания от 27.05.2014 г.) http://www.kremlin.ru/events/president/news/21101)
 
Вывод по данному вопросу: проблема очень актуальна, и те города и регионы, кто первыми смогут её решить, получат огромное стратегическое преимущество в привлекательности территории для проживания и возможности подготовки здоровых и квалифицированных кадров.
 
Повышение уровня благосостояния учителей и привлечение в школу мужчин.
 
Кроме проблем, описанных выше, существует еще ряд аспектов, требующих освещения в стратегических документах. Политика деятельности муниципальных и региональных властей должна быть направлена на повышение престижа профессии «учитель», роста благосостояния учителей, а также на привлечение в школы бОльшего числа мужчин с хорошей репутацией, жизненным опытом и «твёрдым мужским» характером. Почему важно привлекать мужчин? Одна из самых острых проблем современного общества заключается в воспитании мальчиков «по женским алгоритмам». Причина заключается в том, что педагогические коллективы практически полностью состоят из женщин, и мальчики, находясь в школе, видят вокруг себя очень мало мужских примеров. А это крайне необходимо для становления мужчины, как будущего мужа, способного взять на себя ответственность за семью, защитника отечества и специалиста. Как следствие: многие молодые люди не способны взять на себя ответственность за семью и детей, не способны заниматься производственной деятельностью (острый дефицит рабочих кадров), не способны к защите страны. Перспективы этого весьма печальны…
 
Пропаганда трезвости, здорового образа жизни в школах.
 
Следующий важный блок – пропаганда трезвости и здорового образа жизни в системе образования. Ситуация сегодняшнего дня оставляет желать лучшего: многие школьники за период обучения приобщаются к алкоголю, табаку, разного рода наркотикам. Думаю, проблема понятна большинству и подробно её разбирать здесь не имеет смысла. Но отразить её в стратегическом документе просто необходимо!
 
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ
 
Исходя из анализа проблем, изложенных в разделе 2, необходимо детально проработать и включить в стратегию социально-экономического развития Иркутска пункты, касающиеся улучшения работы системы образования и воспитания молодежи:
 
Обеспечить положительную динамику по показателям здоровья учащихся и выпускников школ и детских садов. Необходимый шаг – внедрение здоровьесберегающих технологий во всех школах и детских садах г. Иркутск (программа «Массовая первичная профилактика школьных форм патологий, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах»). Статистика внедрения данной программы показывает, что из практики учебного процесса исчезают традиционные школьные формы патологии (близорукость, нарушения развития позвоночника, сердечно-сосудистые нарушения, нервно-психические расстройства и др.). На это имеются официальные заключения НИИ РАН, РАМН, а также Минздрава РФ. В настоящее время данная программа в различной степени реализуется более чем в 1000 образовательных учреждений РФ. Более подробная информация на сайтах: www.bazarny.ru, www.pedpoema21.ru
Рост благосостояния учителей. Средний уровень дохода у преподавателей должен быть выше среднего уровня дохода по региону, т.к. предметом труда учителя являются дети других людей, от качества их работы зависит качество жизни всего общества в целом. Этот фактор также повысит престижность направления и позволит привлечь в школы большее число мужчин (так как мужчинам зачастую требуется зарабатывать больше для базового обеспечения потребностей семьи)
Включить в программы подготовки учеников обязательные уроки трезвости, обеспечить школы всем необходимым материалом для проведения и демонстрации фильмов и проведения интерактивных уроков. Акцент необходимо сделать на сотрудничество с некоммерческими организациями, занимающимися данной деятельностью. Пример готовых уроков и фильмов для демонстрации детям можно взять из открытых материалов общественной организации «Общее дело». Сайт www.общее-дело.рф Программа «Здоровая Россия – общее дело» прошла все необходимые экспертизы и рекомендована к внедрению Министерством образования и науки РФ.
 
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
В настоящей статье разобрана лишь часть самых актуальных проблем современной системы образования. Мы признаем, что необходимо постоянно улучшать качество образования, что неизбежно приведет к улучшению качества жизни каждого человека. Внедрение предложенных здесь мер не достаточно, но необходимо в сегодняшних условиях. Мы будем рады участвовать во всех форматах работы по развитию и улучшению всех сфер жизни общества! А также ждем ваших предложений и дополнений и готовы их также детально изучить и проработать. Вместе, мы сделаем наш родной город лучше!
 
Потакуев Иван. 2020 год.
АНО «Институт Развития Общества»